Language: Old Russian

упырь

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Упырь
= летучая мышь, также мифическое существо, бродящее по ночам и высасывающее кровь и живых людей, вампир (впир, женск. вампера, упирица, упирина, упирjа); это слово доселе не объяснено надлежащим образом; исследователи сближают его с литовским wempti – пить (atu wempti – потягивать брагу, wempti, wampiti – ворчать, бурлить; бормотать), или производить от корня pf (пить), с приставкой y=av, va. Если принять это производство, то вампир будет означать опойцу, существо, которое впивается в живое тело и сосет из него кровь, как пиявка. Хорутане именуют вампира pijawica; о человеке с красным лицом от опьянения сербы выражаются: «црвен као вампир»; и сербы, и словаки горького пьяницу обзывают vlkodlakov (Изв. А. н., I, ст. Микуцк., 113; Leitsch. für D. M., IV, 197-201). Это существенное, зарактеристическое свойство упыря роднит его с змеем (смоком), высасывающее из своих жертв молоко и кровь, и с великаном опивалою. Первоначально под именем упыря предки наши должны были разуметь грозового демона, который сосет тучи и упивается дождевою влагою; ибо в древнейших мифических сказаниях дождь уподобляется крови, текущей в жилах облачных духов и животных. Очевидно, высасывание крови вампирами есть то же самое, что высасывание ведьмами и вовкулаками молока из небесных кобылиц и коров; менются только поэтические краски, основная же мысль и там, и здесь – одна. Зимний холод, оцепеняющий дождевые тучи, повергает творческие силы природы усплению, смерти, проклятию; бг-громовник и молниеносные духи-сосуны дождей скрываются в облачных подземельях и засыпают в гробах-тучах. Но эта смерть – временная; с возвратом весны они пробуждаются, встают из гробов и начинают сосать молоко и кров, т.е. живительный дождь, из облаков, усыпленных чарами зимы. Сосут они по ночам, т.е. во мраке грозовых туч, которые, облегая со всех сторон небо, претворяют светлый день в темную ночь; с возгласом петуха (= знамение утреннего рассвета и громовых ударов, рассеивающих тучи) духи эти немедленно исчезают. Замирая на зиму, духи-вампиры лежат в гробах-тучах нетленными мертвецами, - подобно тому, как в действительности трупы усопших, покоясь в земле, охваченной зимней стужей, не разлагаются до наступления теплой весны. В русском народе доныне удерживается суеверное убеждение, что колдуны, ведьмы, опойцы и вообще люди, предавшиеся злому духу, проклятые или отлученные от церкви, по смерти своей, не гниют, что мать-сыра земля не принимает их, что они выходят по ночам из гробов, бродят возле прежнего своего жилища и являются к родным и соседям; поэтому и называют их полуночниками (Поэтич. воззр. славян на природу, А. Афанасьева, т. III, стр. 563-565).