Language: Old Russian

ряженье

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Ряженье
= известный суеверный обряд. Воззрением на грозовые тучи, как на стала различных животных и звериные шкуры, вполне объясняется обряд ряженья. На праздник Коляды, когда народившееся солнце и прибывающий свет дня возбуждают мысль о грядущем оживлении природы, и в дни масленицы, великого поста и Пасхи, когда начинается весна и природа действительно просыпается от зимнего сна, было в обычае – с радостными песнями и кликами водить по полям и селам тех животных, в образе которых чтились творческие силы весенних гроз, проливающих дожди, просветляющих небо и дающих земле плодородие. Это торжественное, обрядовое шествие имело символический характер и наглядно выражало возврат ясных, теплых дней и дождевых, молниеносных облаков. То же значение принадлежит и обряду, совершаемому ряжеными или окрутниками. Вместо шествия с действительными животными, поселяне сами облекаются в звериные шкуры и принимают вид оборотней; они наряжаются быками, баранами, козлами, лисицами, медведями, собаками и волками, наряжаются бабой-ягой (ведьмой) и чертями. Чаще всего употребляется в дело вывороченный тулуп или длинная льняная борода. Представляющий черта натягивает на себя что-нибудь косматое, лицо обмазывает сажей, к голове приставляет рога, а в зубы берет горячий уголь. В таких нарядах окрутники бегают по улицам шумными вереницами, пляшут и кривляются, распевают громкие песни и бьют в тазы, заслонки и бубны (Zarysy domove, III, 274; Терещ., VI, 136; VII, 133, 162, 183, 195, 224, 295-296, 306, 336-339, 347; Прост. праздн. I:37-38; II: 31-32; Сахаров., II:73-74; Очерк арханг. губ. Верещагина. 228-229; Москва, 1849, IX ст. Сумарокова, 5-7). – чем обозначался тот неистовый разгул, с каким являлись весной облачные духи; ибо в полете грозовых туч народ видел их буйные пляски, а в свисте бури и раскатах грома слышал их дикие песни и оглушительный звон ( Поэтич. воззр. славян на природу, А. Афанасьева, т. I, стр. 717-718).