Language: Old Russian

рожаницы

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Рожаницы
= древне-славянские божества. Облачные девы, как хранительницы живой воды, наделяющей мудрость. и предвидением, как спутницы бога грозовых бурь, призванные с одной стороны, приносить на землю младенческие души, а с другой – увлекать души умерших в загробное царство, явились в народных представлениях устроительницами судьбы человеческой. Согласно с этим, древние племена присваивали им эпитеты, обозначающие их вещий характер и влияние на рождение, смерть и вообще на всю жизнь человека. Такие эпитеты впоследствии стали употребляться, как имена нарицательные, мало-помалу приняты были за прозвания особенного разряда божественны существ. Тем не менее предания и доныне удерживают многие черты первоначального сходства их с облачными и грозовыми нимфами. У славян девы эти назывались «рожаницами», так как они присутствуют при рождении младенцев и определяют их судьбу при самом появлении на свет. Прежде всего обратим внимание на свидетельства азбуковников и Паисьевского сборника (XIV века). В последнем памятнике находим «слово св. Григория о том, как первое погани суще языци кланялися идолом и требы имъ клали»; в этом слове читаем: «извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и рожаницѣ; таціи же игѵптяне. Также и до словѣнъ доиде се слов(о), и ти начаша требы класти Роду и рожаницамъ». (Поездка в Кирилло Белозерский монастырь, Шевырева, II, 33–34; М., 1851 г., V, ст. Срезневск. 52–64; архив ист.-юрид. свед., II, полов. 2, 64-65). Желая указать на языческое происхождение веры в Род и рожаницу, проповедник сближает их с подобными же мифическими представлениями у других народов. По его мнению, Род и роженица значили то же, что у греков Артемида; для полного соответствия он придает ее имени и мужское окончание: Артемид («Атремиду» поставлено, конечно, по ошибке писца вместо: «Артемиду»), и противопоставляет это новое имя – Роду, божеству мужского пола. Одна из главнейших свойств, приписанных Артемиде, касалось деторождения. Она считалась покровительницей женщин и брачных союзов, заведывала родами, разрешала пояс родительницы, играла роль повивальной бабки и кормилицы, и вместе с тем, была доброю пряхою, как быв одною из Парк. Греки давали ей название Εἰλείθυια – «рожаница»; Гомер же знает не одну, а многих εἰλείθυιαι, и видит в них дочерей Геры (Илиада, XI:270; XIX:119). С Артемидой сродна латинская богиня Natio (Nascio), которая, по свидетельству Цицерона, названа так потому, что ее попечению вверены роды жен (partus matronarum). Хотя Артемид, о котором упоминается в Паисьевском сборнике, и не существовал в греческой мифологии, но зато греки присваивали эпитете рождающих, производящих и Зевсу, и Посейдону. Та же творческая, призывающая к жизни сила принадлежала Роду и рожаницам, на что указывают сами названия их, относящиеся к одному корню со словами: «рожать или рождать, родитель, родильница, родной, роженый, родина, роды, на-род, за-родыш, у-рожай, по-рода, родник» и мн. др. Роже(а)ница в словаре Памвы Берынды определена так: «матиця, породѣля, пороженица». Словом «род» в древних памятниках означаются: родственники и потомки, земляки и целый народ, как образующийся чрез нарождение (Тюрина: Обществю жизнь и земские отнош. в др. Руси, 26-27; Сахар. II:89); от теснейшего смысла слово это восходило к более широкому, по мере того, как человек от тесных, исключительно семейных и родовых связей переходил к связям и отношениям более широким – племенным и общинным. Но все эти понятия, усвоенные роду, вытекли из того первоначального, основного его значения, по которой под ним разумелась производящая сила природы вообще. Еще теперь в народной речи слышится выражение: «земля принялась за свой род» (Обл. сл., 192).