Language: Old Russian

род, родство

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Род, родство
= ад. По мнению Котляревского этислова в значении геенны явились: во-первых, вследствие отсутствия народного термина, который мог бы обозначит предмет, чуждый понятиям славян; во-вторых же – по близости и смешению двух греческих слов: γέεννα и γεννέα, γέννησις – род, родство. Мы позволяем себе не соглашаться с этим мнением почтенного ученого. Трудно доказать, чтобы термины «род» и «родьство» употреблялись нашими переводчиками бессознательно – только вследствие плохого знания греческого языка и смешения слова γέεννα и γεννέα; что переводчики хорошо понимали различие означенных слов – это доказывается тем, что в геенне они усматривают не просто «род», но «род огненный», «родьство огвенное» или «огнь родный, родьствьнный». По древне-ящыческим представлениям, жизнь по смерти была жизнью в среде усопших праотцев: «умереть» значило удалиться в то загробное царство, где собираются все отжившие родичи – и добрые и злые – «отойти к предкам» – вселиться в род. Когда с принятием христианства, появилась необходимость резко разграничить области посмертного пребывания праведных и грешных, то переводчики предназначенную для последних геенну стали истолковать «огненным родом», а для обозначения царства блаженных приняли термин «по рода», на что, может быть, были наведены случайным созвучием этого слова с греч. παράδεισος (рай). Термин этот, однако, не удержался и сменился словом «рай» – вероятно потому, что самое название «рай» (цветущий сад) более соответствовало понятию библейского Эдема, тогда как «порода» намекала на языческое представление о стране дедов. «Удивительно (замечает Котляревский),что термины «род», «родьство», «порода» придуманы разными лицами в одно и то же время, ибо встречаются в разных одновременных памятниках; быть может они идут от одной школы, от одного учителя». Думаем, что такое удивление напрасно: употребление этих терминов объясняется тем значением, какое соединяла с ними народная речь. С этим мнением г. Афанасьева, тонкого знатока древне-славянской мифологии, мы со своей стороны вполне согласны. (Сп. Поэтич. воззр. славян на природу, А. Афанасьева, т. III, стр. 811–812).