Language: Old Russian

радуга

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Радуга
= воздушное явление, представляющее небесную дугу. Не может быть сомнения, что это слово «ра-дуга» есть сложное, и первая половина его есть характеристический эпитет, соединяемый с небесной дугой: с областном говоре (Тверск. губ.) слово это произносится «рай-дуга» (Обл. сл., 188). Первая часть слова «ра», по нашему мнению, стоит в родстве с санскр. коренным звуком r (настоящ. arâmi=ire, procedere), заключающим в себе понятие быстрого движения, равно прилагаемое и к свету, и к текущей воде, к бегу коня и полету птицы; отсюда ara – быстрый, ar – вестник, arvan – конь и эпитет солнца, чешск. «ор» – конь, литовск. arelis – орел, наше «реять» – летать и «ринуть» – стремительно бросить; санскр. ri и зендск. rudh – течь, санскр. rud – плакать, рыдать, немец. rinnen (Изв. Ак. н., IV, 333–335). Отсюда понятно, что «Ра», древнейшее имя Волги, означается собственно: текучую воду, реку (rivus); сравни: сибирск. «ра» – горок – холм, курган на роднике; Арханг. губ. «рада» – мокрое место в лесу (Обл. сл., 186). Таким образом радуга первым словом соответствует немецкого regen и означает водоносную дождевую дугу. Согласно с лингвистическими данными греческий миф представляет Ирису (ἶρις) – быстролетно, крылатой вестницей Зевса. В литовским предании о потопе радуга является вестницей, посланной божеством (Прамжинас) утешить престарелую чету людей, которая спаслась от наводнения, и научить ее, как создать себе потомство (D. Myth., 545); в греческом сказании о Декалионовом потопе роль эта дается вестнику богов Гермесу. Древнее представление «радуги» небесным луком, затемнившееся с течением времени в этом общепринятом ее названии, народ подновляет прибавкой к нему слова «дуга»: «Ах, ты радуга – дуга!» Такое подновление очень обыкновенно в эпическом языке; так, напр., говорят: «белый свет, белая лебедь», хотя «свет» и «лебедь» и без того знаменуют белый цвет. Близкая связь радуги с дождем выразилась в следующем мифическом сказании, какое существо есть у римлян (D. Myth., 695: «bibit arcus, pluet hodie») и какое можно услышать от поселян повсюду на Руси: радуга берет начало из земных озер, рек и колодцев воду и потом, в виде дождя, посылает ее обратно на землю (Владим. Г.В., 1844, 52; Полтавск. Г.В.,1845, 24; Этн. соб., VI, 118). В рукописи XV столетия, известной под названием «Матица Златая», читаем: «си же оубо доуга повелѣніемъ божіимъ събираетъ воду морьскоую акы в мехъ» (Историч. христом. Буслаева, 690).