Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= противоположный белому, нечистый; название дьявола; нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебного человеку; подобно тому и слово черный, противоположность которого «бѣлому» так резко запечатлелась в предании о Чернобоге и Белбоге, употребляется как эпитет злых духов. В заговорах упоминаются «черные духи, нелюдимые» и творятся заклятия «отъ черныхъ божiихъ людей» (
Сахар., I, 26, 30); а Густинская летопись приводит показания старинных кудесников (
П. С. Р.
Л., II, 273): «наши бози живутъ въ безднахъ, видомъ черни, крилаты, з᾽ хвостами, летаютъ подъ небо слушающе вашихъ боговъ» В словацк. песне: «ciernj certi»; самое слово черт (cert, cart). Колляр производит от «черный»; с приданием корню cer формующей буквы t образуется cert (cart = schwarz), а с приданием буквы n – cern (Cernbog, чернь). (Nar. zpiewanky, I, 8, 413-414). В духовных сочинениях дьявол именуется «князем тьмы». За темнотою до сих пор удерживается в простонародье представление чего-то таинственно-страшного; обычная заметка: «не къ ночи будь сказано» есть род заклятия, чтобы неосторожно сказанное вечером слово не вызвало какой беды (Ж. М. Н.
П., 1842, т. XXXIII, 110). Во многих местах при рассказах о покойнике, колдуне и черте оговариваются: «будь не къ ночи помянутъ!»; нечистые духи разгуливают по ночам и во мраке творят людям и животным зло, солнечных же лучей они боятся и тотчас разбегаются при утреннем рассвете (Сказ., Грим., II,
стр. 519). Темное царство демонов (ад) представлялось на западе – там, где заходит солнце, где потухают его светлые лучи. (
См. подробн. в Поэтич. воззр. славян на природу, А. Афанасьева, т. I, стран. 99-100).