Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (τετραπέρατος) = 4 конца имеющий; четвероконечная – четыре конца или страны мира, мир (в ср. 3 н. чет. 2 трип.
п. 9,
тр. 1). Четвероконечный крест – не новшество, введенное патр. Никоном, как говорят раскольники, потому что употреблялся в древности. В константинопольском Софийском Соборе, обращенном в турецкую мечеть, во многих местах на колоннах и стенах вырезаны на мраморе четвероконечные кресты, сохранившиеся в целости и до настоящего времени. В алтаре московского Успенского собора находится так называемый корсунский крест четвероконечный. В Киево-Печерской лавре хранится византийской работы медный крест четвероконечный преп. Марка пещерника (XI в.). На Успенском соборе во Владимире (на Клязьме), построенном в 1158-1160
г., крест четвероконечный, а внутри его есть фресковые изображения одного креста восьмиконечного, одного шестиконечного и двух четвероконечных. В том же Владимире на Дмитриевском соборе (постр. в 1194
г.) крест четвероконечный, а на трех наружных стенах (западной, южной и северной) находятся выпуклые изображения святых, в десницах которых изображены кресты четвероконечные. На новгородском Софийском соборе и на многих других храмах новгородских кресты четвероконечные. В раскопках Херсонеса найдено много церковных мраморных круглых колонн, капителей и частей иконостасов, на которых изображены выпуклые кресты, все четвероконечные. Херсонес запустел в конце XIII или начале XIV века, а колонны, капители и части иконостасов были сделаны, конечно, в цветущее время и потому много раньше XIII в. На московском Благовещенском соборе, построенном при Иоанне Васильевиче в 1488
г., крест четвероконечный (другие свидетельства
см. в Вып. Озер., 2, 273-279 и в брош. Арсеньева; сн. Руковод. к облич. русск. раск. К. Плотникова, изд. 4,
стр. 124).