Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= пятый день в седмице, считая от воскресения. Этот день по преданию церковному православные христиане проводят в посте в воспоминание страстей и распятия на кресте Господа Иисуса. В пятницу многие по суеверию ничего не делают (т. е. «празднуют»), вследствие того, что этот день в древности был посвящен богине Сиве (
лит. seewa – богиня плодородия). Культом Сивы объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться (Послов. Даля, 1031). Во многих местностях русского царства по патницам бабы не прядут, не варят щелока, не стирают белья, не выносят из печи золы, а мужики не пашут и не боронят, почитая эти работы в означенный день за большой грех. Особенно-же уважаются в народе издревле двенадцать пятниц, которые бывают перед большими праздниками: 1) перед Благоговещением, 2) первая и 3) десятая после Воскресения Христова, 4) перед Троицею, 5) Успением Богородицы, 6) Ильиным днем, 7) праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи, 8) Воздвиженьем, 9) Покровом, 10) Введением во храм
пресв. Богородицы, 11) Рождеством и 12) Крещением. До сих пор хранят и переписывают старинное сказание о двенадцати пятницах, почитаемое раскольниками наравне с свящ. писанием (Правосл. собес., 1859, II, 188; Калеки пер., VI, 120-174). Во время неурожаев, засухи и сильных дождей, вредных для посевов, а равно по случаю скотского падежа и появления червей – были празднуемы «обетныя» пятницы; в XVI веке писались в таких случаях целым миром заповедные записи. Так крестьяне тавренской волости (в 1590-1598 годах) сговорились промеж себя и учинили заповедь на три года, чтобы «въ пятницу ни толчи, ни молоти, ни каменiя ни жечи»; а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги. Констатинопольский патриарх окружною грамотою 1589 года к литовско-русским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресением (Ак. Юрид., 358; Ак. Зап. Р., IV, 22). Стоглав свидетельствует, что в его время ходили «по погостамъ и по селамъ и по волостемъ лживые пророки, мужики и жонки и дѣвки и старыя бабы, наги и босы, и волосы отрастивъ и распустя, трясутся и убиваются, а сказываютъ, что имъ являются
св. Пятница и
св. Анастасiя (имя это – греческое и значит воскресение; первый день недели, названный в христианскую эпоху воскресением, у язычников был посвящен солнцу – dies solis, sonntag), и велятъ имъ заповѣдати хрестьяномъ каноны завѣчивати; они же заповѣдаютъ крѣстьянамъ въ среду и въ пятницу ручнаго дѣла не дѣлати и женамъ не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати, и иные заповѣдаютъ богомерзкiе дѣла творити». Именем
св. Пятницы в простонародии называется мученица Параскева. В Четьях-минеях повествуется, что родители ее всегда чтили пятницу, как день страданий и смерти Спасителя, за что и даровал им Господь в этот день дочь, которую они назвали Παρασκευὴ, т. е. Пятницей; в прежних наших месяцесловах при имени
св. Параскевы упоминалось и название Пятница; церкви, освященные в честь ее имени, до сих пор называются пятницкими (Правосл. соб, 1859, II, 196). 28-го октября, когда чтится память
св. Параскевы, поселяне кладут под ее икону разные плоды и хранят их до следующего года. В «обетные» пятницы, собираясь праздновать в одно назначенное место, они выносят образ Параскевы – мученицы, обвешанный платками и лентами. На дорогах, при распутьях и перекрестках, издавна ставятся на столбах небольшие часовни с иконой
св. Параскевы; часовни эти также называются «пятницами» (Рязан. Е. В., 1846, 6;
Рус. предан., Макарова, I, 22-26; Терещ., IV, 58-59; сн. Поэтич. воззрен. славян на природу, А. Афанасьева, т. I,
стр. 231-234).