Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- (
греч. προσφορὰ – приношение) = хлеб, употребляемый для совершения таинства Евхаристии. Он должен быть квасным, духсоставным во образ двух естеств во Иисесу Христе, из лучшей пшеничной муки, приготовлен со всевозможной чистотой и запечатлен священной печатью. Печать эта, прилагаемая на верхней части просфоры, состоит из четвероконечного креста и делит просфору на четыре части, на которых вытиснуты слова ? Иисус Христос ника (т. е. И. Христос побеждает). Печать на просфоре утверждена большим Москов. собором (1167
г.). В древней России, как и ныне у старообрядцев, - изображается осьмиконечный крест, трость, копье и слова: IС ХС Царь славы. Иногда и у нас на просфоре изображается какая-либо икона, но такие просфоры для проскомидии не употребляются. Для совершения таинства собственно требуется одна просфора, из которой вынимается
св. Агнец, но вообще для литургии требуется пять просфор. Вторая просфора в честь Богородицы (
см. Богородичная просфора), третья в честь
св. пророков, апостолов, мучеников и проч., четвертая за живых и пятая за умерших. В виду прискорбных споров между старообрядцами и православными о числе просфор – здесь считаем необходимым сделать историческую справку о числе просфор. Менее пяти просфор употреблять для проскомидии у нас не принято. Вероятно, при назначении сего количества имелось в виду чудо над пятью хлебами, по совершении которого Спаситель внушал народу от хлеба тленного возводить взор к нетленной, таинственной пище Тела Своего (
Ин. 6:27 и д.). Должно, впрочем, заметить, что чин проскомидии не всегда представлял строгую определенность и однообразие касательно числа просфор. Между греческими списками Златоустовой литургии, в одних полагается 5 просфор, в других 4, в иных 3 (
см. сличение сих разностей у Гоара,
стр. 71, 77, 79, 89, изд. 1730
г., Венеция). Памятники русской церкви представляют еще большую разность в этом вопросе. В большой части древних рукописных служебников полагается на проскомидии пять просфор (в “Беседах к глаголемому старообрядцу” указано пять таких служебников, 13, 14 и 15 веков). Но в других служебниках и некоторых иных памятниках или дается только наставление о вынутии агнца, о прочих же просфорах или совсем не упоминается, или только говорится о вынутии разных частиц, - или указывается одна или три просфоры. В Воскресенском монастыре есть харатейный служебник 1380
г., в котором весь чин проскомидии ограничивается только вынутием Агнца.
Св. Нифонт, епископ новгородский (живший в первой половине XII в.), на вопрос Кирика отвечал, что можно служить литургию и на одной просфоре, если нельзя достать другой, а для заупокойной литургии назначил только три просфоры: одну для Агнца и две за упокой (Памятники Рос. слов. XII в.) В служебнике XVI в. (В Румянц. музее № 402), писанном при Иоанне Грозном, положено на проскомидии также три просфоры: одна для Агнца, другая Богородичная, третья за святых и вместе за живых и умерших (Преосвящен.
Макар. Истор. русск. раскола 1855 года,
стр. 81, 82, 83). Но прежде, как уже около половины XVI века, во дни митрополита Макария встречаются чины, которые упоминают на проскомидии о шести просфорах, полагая именно за живых, вместо одной заздравной, две: первую – за все епископство и весь священнический чин, и вторую – за царей и всех православных христиан (Беседы (10) к глаголемому старообрядцу). Несколько позже стали употреблять для проскомидии 7 просфор, по наставлению в печатных служебниках и номоканонах. Те и другие впрочем, солгасно требуя 7 просфор, несогласны относительно того, за кого они должны приноситься, ни между собой, ни с служебниками древнейшими. (
См. у митропол. Григория: “Истинно древняя Христова церковь”,
ч. II,
стр. 26, 1859
г.). Притом в одно время с указанием седмипросфория допускаемы были к употреблению служебники с меньшим количеством просфор. Так патриарх Иов, при котором напечатан служебник с седмипросфорием, пожаловал однако в одну сельскую церковь рукописный служебник, в котором назначается для проскомидии только три просфоры (Беседы к глаголемому старообрядцу). Причина, почему число просфор не всегда и не везде одинаково было полагаемо, понятна. Для таинства евхаристии нужна только одна просфора, “един хлеб” (
1 Кор. 10:17), из которого вынимается Агнец, прочие же не полагаются для таинства, посему вопрос о числе их как о деле второстепенном, допускал свободу в разрешении его (
См. Толк. на литург. свящ. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа костромского, д-ра богословия,
стр. 25-27).