Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- “Сохраняя издревле преданный обычай,
св. восточная церковь предала благоговейным и истинным своим чадам священный долг творить поминовения, молитвы и приношения за православных христиан.
Св. Иоанн Златоуст так описывает потребность и всю пользу поминовения: “Есть средства облегчить мучения души грешника, если захочем. Если мы будем творить частые молитвы о нем, если будем раздавать милостыню: то хотя бы он и недостоин был милостей Божиих, но нами Бог умолен будет. Если Он ради Павла пощадил многих; как же рали нас Он не сделает того же? – От имений его, от собственных стяжание, откуда восхощешь, - помоги. Чем большим грехом повинен брать твой; тем больше требует милостыни за себя. Одавай не для него только, но и для себя, - так как не одну и ту же силу имеет милостыня, подаваемая самим, какую имеет сама они от рук других. Ибо не все равно, что самому подать милостыню кому-либо, что другому о
нем. Так как милостыня из чужих рук имеет меньшее достоинство пред той, которая подается от себя, то мы и должны увеличить ей достоинство множеством дара. Не о гробах и не о торжествах погребальных должны пещись мы, но о душе усопшегою Поставит окрест гроба вдовиц и сирот: вот величайшее торжество погребения! Поведай имя прдставльшагося, попроси всех творить молитвы и прошения: - это умилостивить Бога; хотя это и не от него лично возносится, но другие для него испрашивают милости Божьей: таков закон человеколюбия Божья! Вдовицы, обстоящие благотворителя и слезящие о милосердом, могут исхитить не только от настоящей, но и от будущей смерти. Многие получили пользу и от других, которые за них подавали милостыню, и обрели, если не совершенное, то хотя некоторое утешение. Не напрасны бывают приношения об усопших, не тщетны мольбы, не всуе милостыни. Все это завещал Дух Святый, хотящий того, чтобы мы друг другу приносили пользу. Ибо смотри: он получает пользу от тебя, а ты – от него. Не напрасно диакон вопиет: “о иже о Христѣ усопшихъ, о иже памяти о нихъ совершающихъ”. Это не диаконов голос – это глас Духа Святого, потому что это дар Его! ведая сие, будем, сколько можем, подавать утешение душам отшедших, вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных украшений, милостынями, молитвами, приношеними, дабы и они и мы получили обещанные блага, благодатью и человеколюбием Единородного Сына” (
Нов. скриж. ч. IV,
гл. XXIII, § 1).