Language: Russian

сословия у древних славян

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Сословия у древних славян
= 1) словене – сословие вольных людей из простородья, находящихся под властию; 2) варяги – сословие вольнонаемных ратников из простородья; 3) мужие – сословие доброродных; 4) людие – сословие простородных; 5) моужики – вольные хлебопашцы, из сословия простородных, подвластные моужам; 6) доброродие – бела кость, – сословие владетелей; это сословие состояло из княжья и моужей. Княжье делилось на три степени: 1) велий князь, великий князь-царь, но не коронованный, вследствие чего наши летописцы, начиная с Нестора первого, стали придавать ему название великого князя, – князь княжащий и царствующий, великий князь, державший под рукою своей и русь и словен, – глава доброродия и простородия; 2) добри князи, князья владетели – светлые князи, правители; 3) князь – младший член княжескаго рода, Иарл (Jarl), Ярл. Моужие делились на три степени: 1) великий моуж, велии моужи, вельможа, вельможи – боярин, бояре; 2) добрый человек, добри моужи – гуды, тиуны; 3) моужи – бруны, моны, гостие (купцы), детские, стар моуж (городской старшина). Людие – простородие, черна кость, простая чадь, состояло из свободных и рабов; свободные – чадь, рабы – челядь. Людие – простородие делилось также на три степени: 1) добри людие, лучшие людие: огнищане, моужики, старец (сельский старшина); 2) середние людие: средовичи, людин, чад; 3) молодчие людие: простец. В доказательство того, что такое именно троякое деление людей сохранилось и в позднейшие времена, приводим следующее указание из времен Бориса Годунова: «в соху (земельная мера) положено лучших людей по 80 дворов, а средних людей по 100 дворов. А впредь им в государевых царевых и вел. кн. Бориса Федоровича всея Русии податях верстатися самим по животом и по промыслом; а бобыльские дворы в сотное письмо не положены». Здесь, по назначению правительства, лучшие люди платили каждый двор восьмидесятую долю податной единицы, средние сотую и младшие или бедные сто двадцатую; и этими долями каждая кость версталась сама собою уже без вмешательства со стороны правительства, как сказано в акте: «а в государевых податях верстатися самим по животом и по промыслом». (Врем. моск. общ. ист. кн. XI, «О поземельном владении москов. госуд.», стр. 73); 7) служилые люди составляли особое сословие, покуда находились на службе, но не местное, городское, а государственное; 8) вои – ратные люди – состояли из начальников и воинов; из преводителей – бела кость и ратников – черна кость. Служилые люди делились на государевых, вольнонаемных воинов, получавших жалованье и содержание от великаго князя, и земских, получавших жалованье и содержание от своего земства. Вои состояли из конницы (полк) и пехоты (рать). К коннице принадлежали отроки и мечники. Пехотные войска состояли из государевых вольнонаемных воинов: варягов и гридней и земских ратников, по имени волостей, – сынов и пасынков – народцев, обитателей этих волостей. Так мы читаем в летописи Григория: «иде Олег на греки, а Игоря остави в Киеве и поя со собою воя многи: варягы, словены, чудь, кривичи, мерю, поляны, и северы, и деревляны, и радимичи, и хорваты, и дулебы, и тивирци». Варяги – ратники по найму, из вольных людей, из простородья. В древней при-балтийской Руси образовалось народное войско под названием: wäring (wäring – ar от wara, wäria – защита, стража). Название waring, warigg означало впоследствии человека вольного из простородья, вступившего добровольно в состав войска. У греков это было φάραξ – вольный ратник. Войско это состояло из ратей, рать из сотен, а каждая сотня из ратников одного поколения и рода. Эти войсковыя общины или сотни состояли преимущественно из народов славянских, но между ними были и другие народцы. Каждый округ или отчина выставлял, как упоминает Тацит, по сту молодцев по наряду или по ряду – beräd. Каждый поряженный (paratus) назывался berad, bard, bardisan (Glossarium Sveogotticum Ihre); bard – наемный вольный ратник, то же, что варяг. Они были копьеносцами и состояли преимущественно из словен, хотя их начальники: Haurgan (гетман), Gesael (есаул), Haurgan (хорунжий), предрежатель от Haurg – знамя, пре-хоругвь, – без сомнения были руссы. Двор наших царей состоял из его соратников; они были все из племенства (nobilitas) и делились на великих моужей и моужей; первые из них назывались дроузии, вторые дроужина. Когда царь выезжал, свита, его окружающая, была всегда на конях; знатнейшие из всадников, князья и великие моужи, ехали возле стремени царя, что считалось за великий почет. Сверх того, царя сопровождала домовая чадь также на конях; она состояла из простородья: отроков, конюхов и другой чади. Во время походов и торжественных шествий отроки в нарядных одеждах и золотых гривнах предшествовали царю, а за ним ехали дроузии, украшенные обручами и монистами (см. слово о богаче и Лазаре по списку XII в., напечат. в Свед. и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках, И. И. Срезневского, стр. 29: «раби его предтекоуще мнози: в брачине и в гривнах златах, а дроузии с зада оброучи и мониста носяще»). Отличительные знаки моужей составляли: 1) мятля, которую имели право носить только они одни и из жены; 2) клобук (ушев, в древнейшее время, и высокая меховая шапка позднее). Эти головные уборы делались обыкновенно из черных куниц или из черного лисьего меха; 3) золотые или серебряные обручи на шее, большая серьга из таких же металлов в одном ухе – более ценным металлом означался высший сан; 4) пояс-перегородка, украшенный драгоценными узорочьями и цветными каменьями; 5) сапоги, шитые золотом и украшенные также цветными каменьями. В летописном своде нашем мы находим различные названия для означения высших сословий на Руси. Названия эти с течением времени изменились. Так, во времена составления первоосновной Григориевой летописи, племенство – высшее сословие доброродных – носило название: велии моужие; во времена Нестора перваго – дроузии и дроужина, во времена Сильвестра дроузии назывались: дроужина большая и дроужина юная; несколько позднее – бояре и дроужина. (Исслед. и заметк. кн. Оболенского по русск. и слав. древн., стр. 248-251, 253).