Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
– По мнению
г. О. Миллера в Соловье-разбойнике олицетворены темные, гибельно-действующие на человека силы природы: это бурная туча, нередко разрешающаяся весьма грозно. Свист, шип, рев Соловья – осенняя и зимняя бури. Когда же наконец пробуждаются снова силы летнего божества – громовника, то первое дело его – прочистить себе дороги (оборонить божество солнечное). В образе Ильи олицетворены грозовые явления со стороны их благодарного действия на человека и природу. По одному из вариантов Соловей-разбойник живет в Врынских лесах (на пути из Чернигова в Киев). В таких лесах могли укрываться разбойники, и тогда Соловей-разбойник – собирательный образ их (Был. о Илье Муром.). Отчество же его «Рахманович» производится от слова рахман или брахман, т.е. брамин – индейский жрец и кудесник. Иногда он называется и «птицей рахманной», «алатырцем некрещеным» (от Латырь моря), а по батюшке «Одихмантьевичем» (как и старший богатырь Сухман) или «Ахматовичем» (от татарского Ахмата). Свист Соловья-разбойника (в русских былинах) = олицетворение демона бурной, грозовой тучи. Согласно с показанием народной былины о свисте Соловья-разбойника, в одной рукописной повести XVII века читаем: «начаша змий великий свистати; от змиева свистания падоша под ними (послами) кони» (Архив ист.-юрид. свед. 2, ст. Бусл., 48). В украинской сказке, напечатанной в «Записках о южной Руси» (Кулиш, 2, 48-57), по сличении ея с вариантами того же эпического сказания, записанными в других местностях, Соловей-разбойник заменяет собою змея горыныча, в другой сказке Илья Муромец побивает двенадцатиголового змея, избавляя от него красавицу-королевну (Н. Р. Ск., 3, 11). Все эти сближения убедительно свидетельствуют, что в образе Соловья-разбойника народная фантазия олицетворила демона бурной, грозовой тучи. Имя Соловья дано на основании древнейшего уподобления свиста бури громозвучному пению этой птицы. «Свист бури, вихрей, ветров» – выражение общеупотребительное в нашем языке. Одно из самых обыкновенных олицетворений дующих ветров было представление их хищными птицами; вот почему дети Соловья-разбойника оборачиваются, по свидетельству былины, воронами с железными клювами (
См. подробн. в кн.: Поэтич. воззр. Славян на природу, А. Афанасьева, т. 3,
стр. 307-309).