Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
= судебный поединок. По правилам древнего германского законодательства, ссоры, тяжбы и сомнительные дела решались, большей частью, испытаниями посредством воды и огня полем или судебными поединками (pugna per campionem ad Dei judicium). (Ceremonies des gages de bataille, par Crapelet, à Paris, 1830. 8.). Вера в суд небесный была общая всем народам, с востока пришедшим; посему и нельзя решительно сказать, от кого предки наши заимствовали обычаи поединка и мщения, о коих существуют древнейшие Скандинавские законы. (Обозр. Кормчей кн, соч. Б. Розенкампфа. М. 1829. 8). Умбры, по свидетельству Стобея, “распри между собой решают оружием, как бы на войне, и те признаются справедливыми, которые умертвят соперников своих”. (Stobaeus serm. 8, de moribus gentium). Ибн Фосцлан, в путешествии своем в Булгарию, пишет о судных поединках следующее: “Нередко случается, что двое тяжущихся остаются недовольными приговором судейским; тогда государь говорит им: теперь сами разделывайтесь, у вас есть мечи”. (Перевод
Г. Френа, Спб. 1823). Как у русских, так и у исландцев, готов, шведов и германцев такой поединок и место его называли полем (campus, camp, capp, Kampf); потому что он бывал на поле. В хартии Карла Великого значится следующее: “Поединок полем потому именуется, что оный бывал на обширной поляне, со всех сторон огороженной”. (Glossarium manual ad scriptores mediate et infimae Latinitatis. Halae t. VI, 1784, 8). Посему на англосаксонском языке camp значит круг, или загородку, где сражались бойцы. С XIII века начались поместам в России судебные, законные поединки, или бои усобные; древнейшее известие о них встречается в договоре смоленского князя Мстивлава с Ригой в 1228
г., в коем испытание невинности русину и немцу посредством раскаленного железа дозволяется только в случае обоюдного на то согласия: “аже возлюбитъ самъ своею волею, то его воля; а на поле биться межи собою меци или сулицами запрещается”. Там жеговорится, что “роусину невести латина ко железу горячему … Роусину не звати латина на поле битися”. – В уставной грамоте для Псковского духовенства и гражданства, XV века, находится нигде небывалый закон о поединках женщин; оным позволяется: “жонки съ жонкою присужати поле, а наймиту отъ жонки не быти ни на одну сторону”. Но в 17 и 19 статьях Судебника женщинам предоставлено было за себя нанимать другого биться на поле – согласно с Римскими законами, которые удаляли женщин от всякого участия в делах, не дозволяя им ручаться за мужчин и женщин. Стоглавом запрещается “попов присуждать к полю и целованию”. По законам В. К. Иоанна Васильевича, обвиняемый мог требовать присяги о суда Божия, поля и единоборства. Судебник, согласно с законами датского короля Фротона, предписывает: “биться на поле “бойцу съ бойцом, или небойцу съ небойцом”; что подтверждается и пословицами: Кому на полѣ Божья помощь. – Чья сильнѣе, та и правѣе. Коли у поля сталь, такъ бей на повалъ. Из слов Стоглава видно, что при судебных поединках заговаривали оружие и околдовывали польщиков, именно
гл. 41-44: “Нецыи непрямо тяжутся, на поли бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят”. Поле, польце, или поединок бывал не только в городах, но и в волостях В Москве, как видно из Синодального Летоп. №365: “В князь велелгород Китай делати и торги и все ввести в город от Никольских ворот по Неглинной вверх к Троице, где ся поля били”, т. е. древнейшее место для оного было у Троицы в полях; в другойлетописи, под 1564
г. эта церковь названа Троица у старых поль (
Карамз. И. Р.
Г. XI, прим. 268). Об этом урочище есть древнее предание, что в городе Китае близ Никольских ворот прежде сего бывали три полянки с нарочной канавой, у которой по сторонам ставши соперники и наклониши головы, хватали друг друга за святые волоса и кто кого перетягивал, тот и прав бывал, а кого перетянули, к тому применяли доныне употребительную в народе поговорку о неудаче: Не тяга, сын боярский! Татищев называет другое место в Москве для судных поединков – там, где ныне церковь
св. Георгия в полех, в Кудрине. Для тяжущихся бывали такие поля и в других городах,
напр. в Костроме церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая в старинных рукописях называлась Покровская на поле, а ныне на поляне (по свидетельству М. Я. Диева). В географической системе России, Литвы и польши встречается много урочищь, означенных воспоминанием поль и полян, полянок и польцев, при городах и городищах. (
См. подробн. в кн. Русские в своих пословицах, Снегирева).