Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
=1)
бранить,
порицать; 2)
обвинять с сожалением; 3)
исповедовать кого. Корень этого слова в санскр. khâ – dolere скорбеть, ср. сербск.kajati – мстить; рум.къеск — скорблю
(Miksichlo Palaeo-slovenico – Graeco – Latinum Lexicon).
Поют славу Свят-славлю, кают князя Игоря (см. Корнесл. Шимкевича).
А учнет который священник тех людей каяти… (Новг. Лет. 2; сн.Материалы для сравнит.словаря, изд. Ак. н.т. 2). Отсюда
окаянный — достойный осуждения и вместе сожаления, несчастный ,а не проклятый, как многие думают.
Св. ап. Павел называет себя «окаянным» человеком, т. е. Несчастным в том смысле, что часто он делает не то, что желает его новый Христов — человек, а том, что желает его ветхий - Адамов — человек. Святополк окаянный — это значит: несчастный, достойный сожаления, - ибо как братоубийца, мучимый совестью, он действительно был глубоко несчастен и достоин сожаления. В этом прозвании Святополка окаянным в смысле несчастного выразилась высокая черта народного славянского духа: христианское сожаление к человеку, мучимого виновною совестию.