Language: Old Slavonic

троян

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Троѩнъ
= славянское божество. В древнейшем списке (около 1200 г.) «хожєнїѧ прєсвѧтыѩ бца̑ по мꙋкамъ» - в славянской прибавке против греческого текста - находится имя Трояна, как языческого божества: «южє ны бѣ тварь Бг҃ъ на работꙋ сотворилъ. то тѳ они всѣ богы прозваша єли̑цє и мц҃ь и землю и водоᲂу҆, звѣры и гады. то сєтьнѣѥ и ᲂу҆ав҃ꙋьска їмєна та ᲂу҆тринѩ (?) Троѩна, Хърса, Велєса, Пєрᲂу҆на». (Изд. Срезневского. Древн. памятн. русск. яз. и письма. СПб. 1863 г., стр. 205). В произведении «Слово и откровєнїє ст҃хъ а҆пⷭ҇лѣ» по списку XVI в. – находим также между языческими славянскими божествами и имя Трояна. «мнѧщє богы многы, пєрᲂуна, и҆ хорса дыѩ и троѩна и҆ и҆нїи мнози, ибо ѩко то ᲂу҆лци были сѫ старѣйшины. Пєрᲂунь въ є҆линѣ а Хорсь въ кѵ́прѣ, Троѩнь бѩшє цр҃ь въ Римѣ... (Востокова, Словарь церк. слав. яз. т. 2, 232 и Тихонравова, «Летописи русск. литер. и древн. 1859 – 60 г.: кн. 5-я, отд. II, стр. 2-6). В Слове о плку Игореве – Троян упоминается четыре раза: 1) рища в тропу трояню чрес поля на горы; 2) были вечи трояни вреже Всеслав жребий о девицю себе любу… На первоначальное значение этого славянского божества до некоторой степени могут навести сербские и болгар. предания о Трояне, Троиме. В словаре Вука Стефановича находится целое предание о Трояне (2-ое изд. 1852, стр. 750). Троян является здесь каким-то ночным существом, боящимся дневного света, от которого он растапливается. По другому сербскому преданию – Троян имел три головы и восковые крылья, которые и растопились от солнечного зноя. В южной Руси (киевск. губ.) на весьма большом протяжении тянется вал Троянов. (См. Фундуклей, «Обозрение могил, валов и городищ киевск. губ.» Киев, 1848 г., стр. 30 и след.). С этим валом соединяет народ некоторые предания мифического характера. Кое-когда в них поминается и Троян, носящий название царя Ермаланского (т.е. римского, римлянского?) Существуют Трояновы валы и на дунайском побережье. Во всех этих местах нередко находят римские монеты и именно монеты императора Трояна (Фундуклей –loco cit.). По некоторым указаниям г. Буславев видит в Трояне существо мифическое из той породы стихийных существ, к которой относятся вилы, русалки, немецкие альфы или эльфы, светлые духи и подземные карлики, хранители золота и серебра, духи мрака, не терпящие лучей солнечных. (Очерки нар. поэзии,т. I, 1861, стр 385 и след.). О существе упоминаемого в наших древних памятниках бога Трояна – покамест нельзя ещё судить с достоверностью. Легко могло быть, что обоготворенный римский император сделался действительным богом у тех племён славянских и в тех областях, на которые простиралась его власть. На него могли быть перенесены древние языческие воспоминания славян: обоготворённый император, которому в его владениях приносились жертвы – легко мог в народных понятиях заступить место какого-нибудь древнейшего языческого божества. Не малое подтверждение этому предположению мы позволяем себе вилеть в том обстоятельстве, что бог Троян является исключительно в письменных свидетельствах, относящихся к южным славянам. Предполагать здесь русского и притом киевского Трояна, жившего будто бы гораздо ранее римского императора и соорудившего громадные валы (См. брошюру: «Вывод о том, что в древней Руси пороско-украинские и дунайские валы построены были не римским, а русским Трояном». Киев, 1845 г., стр. 1-18, 34-37) – несогласно с строгою историческою критикой. (См. подробности в Трудах Московск. Арх. Общ., 1865 г., т. I, вып. I).