Language: Old Russian

титла на кресте

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
Титла на кресте
«Написа же и титла Пилат, и положи на кресте» (Иоан. 19:19). Пилат написал надпись на кресте, которая укреплена была над главою распятого (Матф. 27:37) и означала вину его. Вероятно эта надпись была на особой дощечке и изготовлена в претории Пилата немедленно после осуждения Иисуса Христа на распятие, так что там же последовало и прение между первосвященниками и Пилатом по предмету надписи: а именно, Пилат написал (может быть – сам непосредственно): сей есть Иисус Назорей, царь иудейский (Иоан. 19 и Маф. 37), написал с такой же мыслью, с какой говорил: «се царь ваш» - стой мыслью, что к уничиженному и поруганному виду Иисуса Назорянина нимало не шло достоинство и имя земного царя, что только неразумная злоба, сама собой изобличаемая, могла возвести на Учителя смирения и кротости обвинения в опасных притязаниях. Троякая надпись на кресте, по мнению английского богослова д-ра Гейки (см. Жизнь и учение И. Христа, перев. о. Фивейского, вып. IV, стр. 31), такова: по-арамейски – Иисус Назарянин Царь иудейский; по-гречески – это Иисус, Царь иудейский; по-латыни – Царь иудейский. (См. «Объясн. воск. и празд. еванг.», ч. II, стр. 14, свящ. Г. Дьяченко). Согласно с евангельс. Повествованием, титло на кресте с изображением распятия Господа нашего Иисуса Христа должно состоять из монограмм: ї. н. ц. ї. Между тем, на наших древних крестах оно обыкновенно встречается состоящим из слов: їс|хс или Царь славы, їс.хс., и с дополнением к ним: ИН|КА. Более правильное размещение этих надписей является в следующем порядке. В верхней части креста Царь славы. Что касается до сокращённого титла ї. н. ц. ї, то оно на древних новгородских крестах и на их изображениях нигде не встречается, кроме некоторых крестов XVII и XVIII века. С латинскими же буквами это титло (I.N.R.I.)находится разве только на крестах, сделанных западными мастерами, и при этом древних. В доказательство наших слов, обращаемся к самим памятникам. От XII века остался в Хутынском монастыре медный литой крест преп. Варлаама Хутынского (+ в 1193 году). На кресте надписи: Цр҃ь сл҃вы, їсьХс, Нк҃а, а внизу над голгофою лоб. К половине того же XII века относится полотняной антиминс, найденный в 1854 году под престольной доской в Николо-Дворищском соборе. На антиминсе этом (1149 года) изображён крест с надписью над верхней его поперечиной: їс.хс, а над нижней ни к҃а. (См. об этом антиминсе в Изв. Импер. Акад. наук, по II отд. 1857 г., т. VI, вып. 1 стр. 87-88). От XIV века остался каменный крест в западной стене Софийского собора, устроенный при Алексее (1359 -1389). На титле этого креста надпись: ї҆с҃ хс҃, а на большой поперечине цр҃ь сл҃авы. К этому же времени относится находящийся в Сковородском монастыре деревянный небольшой крест, с которым погребён был святитель Моисей в 1362 году и который пребыл у него в руках до 1676 года. На этом кресте вверху вырезано цр҃ь сл҃., а по сторонам: ї҆с҃ хс. Замечательно, что и на крестчатых ризах, присланных в 1354 году от константинопольского патриарха Филофея святителю Моисею и хранящихся в ризнице Софийского собора, вытканы в крестах буквы: ї҆҆с҃ хр ни к҃а. От XV века сохранилась в новгородском Софийском соборе серебряная артосная панагия, устроенная при св. Евфимии Вяжицком в 1436 На ней в трёх местах вычеканены изображения крестов с титлом: ї҆с҃ хс, и на одном прибавлено: ни|ка. От времени того же святителя Евфимия сохранились три антиминса, освящённые им в 1440 и 1454 годах. Из них на одном (1440), принадлежавшем Николо-Дворищскому собору, находится изображение креста с надписью: ї҆с҃ хс, ць сла, ни ка На другом (1454) находится так же изображение креста с надписью: ї҆҆с҃ хр ни к҃а, а на третьем (1454), принадлежавшим церкви 12 апостол. в Чудинцах, надпись: црь сла, їс хс, ни ка. (См. об этих антиминсах в «Извест. Имп. Ак. наук по II отд.», т. VI, вып. 1, стр. 89-92). А в Клопском монастыре на медном посеребренном кресте 1587 года, кроме надписи: їс҃ хс҃, внизу имеются сокращённые слова: м. л. р. б., означающие, по объяснению одних: место лобное – рай бысть, а по другим: место лобное – распят бысть. Из антиминсов XVI века на одном 1544 года, принадлежавшим церкви XII Апостол в Чудинцах, изображение креста с надписью: ис҃ хъ. ни ка; а на другом 1550 года, принадлежавшем Николо-Дворщинскому соборй, изображение креста с надписью: цр҃ь сл҃а, їС ХС, Нї КА. Замечательно, что с XVI века встречается иногда, около титла, надпись: Распятїє. (Извест. импер. археол. общ., т. I, (1859), стр. 209-212).