Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
- заменил собой древний обычай – созывать богомольцев или через нарочно посылаемых лиц, или ударами в било. В древней России звон был одним из предметов благолепия церковного, но не отличался стройностью. В последние годы о правильности звона особенно заботился протоиерей Аристарх Израилев. От способа звона происходят разные его названия.
Благовест, т.е. мерные удары в колокол, бывают к началу службы, и еще – в литургию, так называемый звон «к Достойно».
Трезвон, т.е. звон ов все колокола, бывает к началу службы после благовеста, а в середине службы – на всенощном, к шестопсалмию и к Евангелию;
Перезвон или
перебор, т.е. поочередно, начиная с большого до малого колокола, бывает к водоосвящению в храмовый праздник, к выносу креста, плащаницы и тела умершего священника.
Целодневный звон бывает в седмицу Пасхальную, в первый день Рождества, в тезоименитство, восшествие на престол и коронацию Государя.
Набат, т.е. частые удары в большой колокол, бывает во время пожара или других случаях, когда нужно скоро созвать народ. В западной Европе при колокольном звоне приводится в движение не язык, а колокол: поэтому нет больших колоколов. Употреблению колоколов на востоке препятствует фанатизм турков. Большими колоколами в 1000 и более пудов славится только Россия.