Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко

  • Search
  • Pages

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | | И | І | К | Л | М | Н | О | Ѻ | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ѿ | Ѡ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ѣ | Ю | | Я | Ѥ | Ѫ | Ѩ | Ѭ | Ѯ | Ѱ | Ѳ | Ѵ

І
= 11-ая буква славянской азбуки. Употребляется, как цифра, со значением 10 (і҃)
І҆ава́нъ
=сын Иафета, родоначальник ионян.
І҆ави́мъ
= Иавин, царь асорский, живший во времена судей и угнетавший иудеев чрез своего военачальника Сисару.
І҆ави́нъ
= общее имя царей ханаанских, потому что названный этим именем в книге Иисуса Навина (Нав. 11:1; 12, 19) очевидно не тот самый, о котором идет речь в книге Судей (Суд. 4:2)
Іази́ръ
- (Иер. 48:32) = город древнего Моава; по свидетельству Евсения и Иеронима (Onomast.), находился в 8,000 шагах к западу от Филадельфии (возобновленной Птоломеем Филадельфом Раббы аммонитской) и в 15,000 шагах к северу от Есевона. У Евсевия и Иеронима сказано также, что у этого города берет начало большая река, впадающая в Иордан. Эти указания подходят к развалинам, еще ныне видным у истока реки Есир, впадающей в Иордан, и носящим название эс-Есир. Это название можно признать за видоизменение древнего Иазер = Иазир (Толк. на кн. прор. Иер. проф. Якимова, стр. 694-695).
І҆аїръ
= начальник одной из галилейских синагог (Мк. 5:22), умершую дочь, котораго воскресил Господь Иисус Христос
І҆акі́нѳъ и Ѵ҆акі́нѳъ
=гиацинт, желтый яхонт (Откр. 21:20)
І҆аки́нѳовый
= гиацинтовый (Откр. 9: 17)
І҆а́ковъ
(евр. запинатель) = сын Исаака, родоначальник народа израильскаго. У пр. Исаии (Ис. 1:42) имя Иаков употреблено, как прообразовательное имя Иисуса Христа – Сына Божия: ибо и Иаков, как и народ от него происшедший, называется сыном Божиим
І҆а́ковъ А҆лфе́евъ
= один и з 12 апостолов.
І҆а́ковъ заведе́овъ
= один из 12 апостолов, брат евангелиста Иоанна Богослова.
І҆а́ковль
= Иаковлев, Иакова
І҆анꙋа́рій
= январь или генварь месяц (Пр. я. л.58 к. Ф л. 73 ср.)
І҆арі́мъ
- по рус. перев. Библии, а во псалтири «поле дубравы»: потому что слово «Иарим» зн. лес, дубрава. Ѻ҆брѣтохомъ ѧ҆́ (его, т.е. ковчег завета) въ полѧхъ дꙋбра́вы – по р.п.Библ. : «нашли его на полях Иарима» (Пс. 131:6). Иаримом назван здесь Кириаф Иарим, город на границе колена Иудина и Вениаминова. Здесь поставлен был ковчег завета по возвращении от филистимлян и, чрез 20 лет пребывания его тут, перенесен был отсюда в Иерусалим.
І҆асѡ́нъ
= ученик ап. Павла, еписк. города Тарса. Память его апр. 28.
І҆а́списъ
= драгоценный камень (яшма), который вставлен был в нагрудник ветхозаветного первосвященника во втором ряду (Исх. 28:20). Иаспису уподобляется город Божий, новый Иерусалим (Откр. 21: 18)
І҆вїнъ
- греч. ἴβις = ибис, священная птица Египта ( Лев. 11:17)
І҆евосѳе́й
= больной, слабоумный сын Саулов, воцаренный Авениром над 11-ю коленами и им же через 2 года убитый ( 2 Цар. 2: 8-10)
І҆евꙋсе́и
(Ἰεβουσαίοι) = основатели города Иевус, который впоследствии назван Иерусалим. Иевусеи происходили от Иевусея, сына Ханаана, сына Хамова (Быт. 10: 15-18). Они были изгнаны из Иерусалима при Давиде (Нав.15-63, 2Цар. 5: 6-9); затем они мирно жили между евреями.
І҆егова́
- евр. Jehovah, Сущий = великое и святое имя Бога, означающее самобытность, вечность и неизменяемость существа Божия (Исх. 3-14). Это так называемое квадратное имя Бога (по еврейски оно пишется четырьмя буквами согласными: Ihvh) произносилось только одним первосвященником и при том раз в год во Святом святых, в субботу 9 Тишра (в октябре). Позднее, со времени первосвященника Ионафана, в III в. до Р.Х. оно произносилось десять раз.
І҆егꙋдїи́лъ
- евр. Хвала Божия = один из семи архангелов, покровительствовший, по повелению Божию, израильтянам в пути их во время 40 летняго странствования (Исх. 23:20-21)
І҆еддедѝ
- евр. Иедидиа, возлюбленный Богом = второе имя, данное через пророка Нафана Соломону, второму сыну Давида от Вирсавии, в знамение того, что Господь простил грех Давида (2Цар. 12:25)
І҆езаве́ль
-(финик.) = дочь царя Сидонского Ефваала, жена Ахаава, седьмого царя израильского. За нечестие и идолопоклонство выброшена из окна, по приказу Ииуя, затоптана лошадьми и съедена псами (3Цар. 16:31; 18:4. 4Цар. 9:37). Имя ее сделалось синонимом всякого нечестия. В этом смысле оно употреблено у св. Иоанна Богослова (Откр. 2:20)
І҆езекїи́ль
- (евр. Которог укрепляет Бог) = третий из пророков, принадлежавший к священническому роду; он был отведен пленником в Вавилон вместе с Иехонией. Ему принадлежит пророческая книга, состоящая из 48 глав.
І҆езрае́ль
- (евр. Богом насажденный или: разсеет Бог) = 1) город в нижней Галилее, близ Иордана, в долине Ездрелонской. Близ этого места находился Иорам, сын Ахаава, когда Ииуй составил против него заговор (4Цар. 9:11-26); здесь погибла Иезавель, жена Ахаава (4 Цар. 9:30-37). Ныне деревушка Зераин; 2) имя, данное пророком Осиею своему сыну, по повелению Господа (Ос. 1:3-4)
І҆емені́инъ
= Иемениев. Сына Иемениева.
І҆ера́рхъ
- (греч. ἱεράρχης)= архиерей (т.е. епископ, митрополит или патриарх), первый и высший чин Богоучрежденной трехчинной иерархии Христовой церкви.
І҆ерархі́ѧ
- (греч. ἱεραρχία) = священноначалие, учреждение Христовой церкви, соединяющее начальствующих и подчиненных, пастырей и пасомых в один священный союз. Дары Св.Духа в хиротонии (рукоположении) обтльно изливаются на архиеерев, и ими принимаются прежде других членов церкви и в большем изобилии, чтобы через них распространиться на всю церковь. Иерархию составляют три необходимые степени священства: епископ, пресвитер и диакон. Разность между ними та, что диакон служит при таинствах, пресвитер совершает таинства в зависимости от епископа, епископ не только совершает таинства, но имеет право преподавать и другим благодатный дар совершать таинства.
І҆ера́рш(еск)їй
= священноначальнический, святительский.
І҆ера́ршество
- (ἱεραρχία) = священноначальствование, святительское звание. Прол. Март. 13.
І҆ера́ршествꙋю
-(ἱερατεύω)= святительствую
І҆ере́й
- (ст. слав. иєрєи, єрѣі), греч.ἱερεύς) = священник, служитель церкви Христовой, который, быв поставлен через рукоположение архиерейское, имеет власть священнодействовать, т.е. совершать таинства и все церковные богослужения, - второй чин Богоучрежденной иерархии Христовой церкви.
І҆ере́йство
- (ἱερατεία) = священство (Сир. 45:8).
І҆ере́йствовати
= носить звание, отправлять службу иерея.
І҆еремїи́лъ
- (евр. Высота Божия) = второе наименование Уриила, одного из семи архангелов (3Ездр. 4:36).
І҆еремі́ѧ
- (евр. Возвеличенный Богом) = второй пророк иудейского народа, сын священника Хелкии. Пророческое служение его обнимало самый мрачный период иудейской истории. Пророческая книга его содержит 52 главы. Память его 1 мая.
І҆ере́ческїй
- ( ἱερέων) = священнический (Пр.ф. 21, 3 к.).
І҆ерїхѡ́нъ
- (Ιεριχώ)= город, лежавший на 6 часов пути от Иерусалима, на 2 часа от Иордана, на западном берегу Иордана, в плодоносной долине, изобиловавшей пальмами, почему и называется городом пальм (Втор. 34:3. Суд. 1:16, 3:13)
І҆ероваа́лъ
= прозвище судьи Гедеона, за разрушение капища Ваала (Суд.7:1).
І҆еровоа́мъ
- (евр. Народ умножается) = 1)первый царь Израильский, после отпадения 10 колен от Ровоама, сына Соломонова (3Цар. 11:26, 14:17); 2) Иеровоам II, царь Израильский, сын и преемник Иоаса (;Цар. 14:23-29).
І҆еродїа́конъ
- (греч. ἱεροδιάχονος) = монашествующий диакон.
І҆еродїа́конскїй
= принадлежащий диакону – монаху.
І҆еродїа́конство
= звание монаха-диакона.
І҆ероки́риксъ
-(греч. ἱεροχήρυζ) = проповедник; звание при цареградской Софийской церкви.
І҆еромни́монъ
-(греч.)=сан диакон Константинопольской церкви, должность котораго состояла в том, чтоб пред патриархом держать для чтения молитв служебник, представлять ему грамоту храмоздательную, свидетельствующую об освящении церкви, стараться о новопостроенных церквах и в отсутствие архиерея чтецов назнаменовать крестом (Goar. 224, 229 и 237)
І҆еромона́хъ
-(греч. ἱερομοναχός)= монашествующий священник.
І҆еромона́шескїй
=принадлежащий, или свойственный священнику-монаху.
І҆еромона́шество
=звание монаха-священника.
І҆еромона́шествꙋю
=священствую в монашестве.
І҆еросхимона́хъ
-(греч.ἱεροσχημοναχός)=схимонах священник; священник монашествующий, постриженный в схиму.
І҆ерꙋсали́мъ
-(Ἰερουσαλήμ)=главный город Иудеи и всей вообще Палестины между Иорданом и Средиземным морем, на четырех холмах: Сионе-на юге, Акре-на западе, Мориа-на востоке и Везефе-на севере, и разделяющийся долиною Тиропеон на две части: верхний город – на Сионе и нижний на Акре. У иевусеев город этот назывался Иевус; когда же Давид отнял его у иевусеев (2Цар. 5), то в память видения ангела назвал его Иерусалим=видение мира и сделал этот город столицею своего царства, обнимавшего собою всю Палестину. Поэтому, хотя после разделения царства еврейского Иерусалим был столицею Иудеи собств., и слово Иерусалим у пророков заменяет собою часто слово Иудея (Зах. 9:9); но он всегда считался вместе с тем главным городом и всего вообще царства еврейского, как царства Божия. В нем были не только дворцы и крепости, а и единственный во всем царстве храм Иеговы – на г. Мориа. Обстроенный Соломоном, разоряемый и восстанавливаемый, он был разрушен вавилонянами и более 50 л. Оставался в развалинах. После плена его разоряли сирийцы, египтяне, римляне, восстанавливали Маккавеи и Ирод вел. Взятый Титом в 70 г. По Р. Хр., город опять оставался в развалинах; Адрианом обращен в языческий город с именем Елии Капитолины; при Константине Вел. Восстановлен как христ. город; в 614 г его взяли персы, в 641 – арабы, в 1098 – крестоносцы, в 1249 г. Саладин навсегда подчинил его туркам. Иерусалимские святыни сперва были во власти греков, потом крестоносцев, а впоследствии, по договорам христ. держав с Турциею, стали достоянием всех христиан, которые или постоянно владеют отдельными частями города, или пользуются главнейшими святынями по очереди. Ныне Иерусалим составляют 4 квартала: магометанский, христианский, армянский и еврейский. Представители всех христ. церквей имеют здесь монастыри, подворья и приюты для богомольцев. Православная российская церковь имеет здесь преобладающее значение, как по количеству русских богомольцев, по богатству пожертвований из России, так и потому, что здания, принадлежащие России, занимают обширное место в главнейшей северозападной части города. Иерусалим новый, небесный 1) царство небесное (Откр. 3:12, 21, 22. Евр. 12:22); 20 новозаветная церковь Христова.
І҆ессе́й
-евр.=сын Овида и отец Давида (Руфь 4:17. 1Цар. 16:10-11. Мф. 1:3,5. Лк 3:33-34).
І҆ефѳа́й
- (евр. Iephte, - Бог откроет, т.е. освободит)= один из судей народа еврейского, прославившийся победами над аммонитянами (Суд. 11:1. Евр. 11:32).
І҆ехо́нїа
- (евр. Поставленный Богом) = сын и приемник Иоакима, царя иудейского, отведенный в плен в Вавилон Навуходоносором (4Цар.24:6. 1Пар.3:16. Мф 1:11-12)
І҆зра́иль
- (евр. Богоборец) = 1) Иаков, сын патриарха Исаака (Быт.32:8); 2) царство, состоявшее из 10 отпавших от Ровоама колен еврейского народа; 3) после Вавилонского плена вообще еврей.
І҆исꙋ́съ
- (греч. Ἰησοῦς с арам. Ieshua, др. евр. Iehoshua, помощь Иеговы, Спаситель) = 1) Иисус Навин, первоначальное имя которого было Осия; глава еврейского народа после Моисея (Исх. 17:9,24:13. Числ. 13:9. Нав.1:1); 2) Иисус, сын Иоседека, первый первосвященник иудейский по возвращении из плена Вавилонского, помогавший Зоровавелю в построении второго храма Иерусалимского (Агг.1:1,14; 1Ездр. 2:2. Зах. 6:11); 3) Иисус сын Сираха, писатель известной книги (Премудрости), живший в Иерусалиме, вероятно, во времена первосвященника Симона Праведного (за 300 л. До Р.Х.).
І҆исꙋ́съ Христо́съ
= Сын Божий, 2-е лицо Пресвятыя Троицы, воплотившееся ради нашего спасения. Это имя дано было Иосифом Богомладенцу по указанию Божию (Мф.1:21). Иисус Христос Ника (Їис. Хс. Ни-ка) – (греч. Иисус Христос Победитель). Эти слова обычно вырезываются на печатях, прикладываемых на проскомидийных просфорах, употребляемых при совершении божественной литургии.
Іисꙋ́съ Христо́съ
- (греч. Ιησοῦς Χριστός) = Спаситель, Сын Божий – (см. Словарь, стр. 236). Раскольники пишут и произносят имя Спасителя «Исус», а начертание «Иисус», принятое православною церковью, отвергают, как «неправильное» и «новое». Первые расколоучители придавали этой разности в начертании большое значение «прибавочною литерою ижемъ, говорилъ инокъ Аврамiй, отдѣляютъ человѣчество Сына Божiя во инъ составъ отъ божества» (Матер. для ист. раск., т. VII, 270 – 272; ср. т. VI, 31, 155, 267, 187; т. IV, 192; т. III, 166, 224). Нынешние безпоповцы и противоокружники утверждают, что «Исус» есть Сын Божий, а Иисус – «инъ Богъ», антихрист. Окружники же хотя учат, что в обоих начертаниях имени Спасителя разумеется одно и то же лицо Сына Божия и что в начертании Иисус нет никакой ереси, но считают оное «неправильным и древнею российскою церковью неприятным» (Иванов.: «Руков. по ист. и обл. раск.», ч. II, стр. 118). Но такое учение раскольников несправедливо. Во 1-х, начертание Иисус совершенно правильное: а) имя Спасителя, хотя еврейское, но заимствовано нами с греческого языка; поэтому как оно писалось у греков, так должно писаться и у нас. В греческих рукописях и печатных книгах имя Спасителя для краткости часто писалось ᾽Ις (Невоструев: О наименовании Спасителя Иисус, а не Исус. М. 1869, стр. 9; митр. Григ. Ист. древн. хр. цер. 2, 17), но в полном виде оно всегда писалось, равно как и произносилось ᾽Ιησοῦς. Это можно видеть из того, что имена Иисуса Навина, Иисуса сына Сирахова, Иисуса Иоседекова, обыкновенно пишемые не под титлою, в древних греческих Библиях, напр. в Синайском кодексе Библии конца III в., изд. Тишендорфом, и в Ватиканском кодексе IV в., везде писаны ᾽Ιησοῦς (см. свид. из этих кодексов в Вып. Озер. 2, 127-130). В обеих этих рукописях имя Спасителя писано сокращенно ᾽Ις, но есть и полное начертание ᾽Ιησοῦς в Синайском кодексе, т. IV, л. 29, столб. 1: Ιησοῦν ζητῆτε (Иисуса ищете. Вып. Озер. 2, 128), в Ватиканском кодексе, т. V, л. 1, столб. 3: καὶ καλέσεις τὸ ὄνομα αὐτοῦ ᾽Ιησοῦς (т. е.: и наречеши имя ему Иисус. Там же, стр. 130); б) Древние отцы и учители церкви, напр., Климент александрийский, Кирилл иерусалимский, Епифаний кипрский и др., производили имя «Иисус» от греческого глагола ἰάομαι – исцеляю, ᾽Ιησοῦς - исцеляющий, а от глагола ἰάομαι (будущее - ἰήσομαι) существительное имя будет не ἰσοῦς, а ᾽Ιησοῦς (Невоструев, 12). Во 2-х начертание Иисус – начертание древнее и употребляется русскою церковью со времени принятия христианства. Так: а) в Остромировом евангелии, писанном на пергаменте в 1056 г., хранящемся ныне в Импер. публ. Библ., читаем: «Въ время оно прѣходящу Иiсусу» (л. 68, столб. 2, Мф. 9:27). «И абие приступль къ Иiсусови рече Ему» (л. 161, столб. 1, Мф. 26:49). «И ты бѣ съ Иiсусомъ Галилейскимъ» (л. 180 на об., столб. 2, Мф. 26:69). «Приступльше къ Iисусу ученици Его» (л. 274 об., столб. 2, Лк. 11:1). И потом 557 раз написано сокращенно, но с двумя гласными в начале, а Исус написано только 24 раза; б) в Мстиславовом евангелии, писанном на пергаменте в начале XII ст. и хранящемся в Архангельском соборе в Москве, семь раз написано имя Иисус всеми буквами и более 76 раз с двумя буквами в начале. Такие же начертания имени Спасителя находятся в Юрьевском евангелии (XII в.) и в некоторых других евангелиях XII-XVI вв., Апостолах XIV-XVI вв., в Изборнике Святослава (XI века), нотных стихирарях XII-XVI вв. и многих других старописьменных богослужебных книгах, нотных и не нотных (см. свид. из этих книг в Выпуск. Озерск., 2, 72-113 и в книжке, издан. Братством свят. Петра митроп., стр. 29-102). В старопечатных книгах есть также и не мало мест с начертанием Иисус. Так в Острожской библии, в евангелии от Иоанна, напечатано: «званъ же бысть Іїс и ученицы его на брак» (л. 44 об.); а на самом конце ее слова «Иисус Христа» напечатаны по-славянски сокращенно Іс҃ Хс҃, и тут же на другой половине той же страницы, по-гречески сполна ᾽Ιησοῦ Χριστοῦ. Имя «Исус» православная церковь считает неправильным по своему начертанию и произношению, так как оно не согласно с греческим начертанием и памятниками древней письменности, но признает его за имя того же Господа Иисуса. Это ясно видно: а) из того, что она никогда не считала за нехристиан людей, молящихся с произношением имени Господа «Иисус»; б) из того, что ни одной иконы Спасителя с именем Іс҃ъ православная церковь никогда не отвергала и не отвергает, но пред всеми ими покланяется; в) благословляет печать богослужебные и учительные книги (в единоверческих типографиях) с этим же начертанием; г) наконец, из того, что православные пастыри для благословения слагают персты свои «во образъ толикихъ литеръ Іс-Хс и так благословляют всех во имя Христа Спасителя (См. подробн. у митр. Григ. Истин. древн. христ. церк., 2, 26-27).
І҆иꙋ́й
= внук Намессии, 11-й царь израильский, истребивший род Ахава в лице предшественника своего Иорама, убитого им при долине Иезраель (4Цар. 9:10), царствовавший 28 лет и за идолопоклонство отверженный Богом.
І҆коно́мъ
или є҆коно́мъ
- (οἰχονόμος) = домостроитель, попечитель, заведующий хозяйством, управляющий домом, или имением (1Пар. 29:6; Есф. 1 :8; ср. 3Цар. 4:6, 16:9, 18:3. 4Цар. 18:18-37, 19:2. Лк 12:42, 16:1,3,8 по греч. текст., также Быт. 24:2, 39:4) (Невостр.).
І҆́косъ
= протяжная песнь в каноне, поставляемая по 6 песни канона, после кондака См. И҆̀косъ
І҆лито̀нъ
( εἰλητόν греч , обертка) = шелковый плат, в который завертывается лежащий на престоле антиминс. Илитон знаменут сударь, которым была обвязана глава Иисуса Христа во время положения Его во гроб (Ин. 20:7). (Савв.Ризн.). см Илитонъ
І҆маті́сма
- др.рус. матисма, греч. ἱμάτισμα = одежда, собственно верхнее одеяние (Ин. 19:24).
І҆́нъ
- ( ἴν) = мера жидких веществ в 12 чашек или стаканов. См. инъ,
І҆нді́ктъ
- (греч. ἰνδικτιὼv, от лат. Indictio) = см. Индиктъ
І҆ндїктїѡ́нъ вели́кїй
- (греч. ἰνδικτιὼv) + 532 летний период времени, по истечении которого круги солнца и луны начинаются вместе. См. подр. Индиктіонъ
І҆ѡа́въ
-(евр. Господь есть Отец)= один из трех племянников Давида и его военачальников (2Цар.2:18. 1Пар. 2:16. 11:6). Под конец жизни Давида помогал сыну его Адонии взойти на престол Давида вместо Соломона; когда эта попытка не удалась, Соломон, по завещанию умершего уже Давида, велел умертвить его (3Цар. 2:28-34).
І҆ѡакі́мъ
-(евр. Бог возставляет, или: приобретение Божие) = 1) старший сын Иосии, брат и приемник Иоахаза, уаря иудейскаго. Первоначальное имя его было Елиаким; оно было изменено по приказанию фараона Нехао, возведшаго его на престол иудейский. Возмутившись против власти вавилонян, в напрасном ожидании помощи египетскаго царя, он умер после тяжелой войны. Через 3 месяца после его смерти Навуходоносор явился в Иерусалим и взял сына и преемника его Иехонию в Вавилон (4Цар.23:34-36. 24:1-4. 26:20-21. Иер. 14:4. 22:18-19); 2)муж Сусанны, обвиненной старейшинами иудейскими в беззаконии и оправданной Даниилом (Дан. 13:1); 3) отец Приснодевы Марии. Память его 9 сентября.
І҆ѡа́ннъ
- (евр. Iohanan, благодать Божия) = 1) отец Маттафии и дед братьев Маккавеев (1Мак. 2:1); 2) Иоанн Гаддис (счастливый), старший сын Маттафии (1Мак. 2:2); 3) Иоанн Гиркан, сын Симона, брат Иуды Маккавея (1Мак. 13:53. 16:1); 4) Иоанн Предтеча и Креститель Господень, сын священника Захарии, родившийся за полгода до рождения Господа Иисуса Христа от Приснодевы Марии 9Лк. 1:13, 60-63. Ин. 1:6); его рождение и служение были предсказаны Исаиею (11:3), Малахией (4:5) и архангелом Гавриилом (Лк. 1:5-15). Жизнь и проповедь покаяния изложены у Мф. 3:4-26. Мрк. 1:6-11. Иродом Антипою за смелые обличения его нечестия он был заключен в крепости Махерон, а потом, в исполнение клятвеннаго обещания Иродиаде, был обезглавлен (Мф. 14:6-12. Мрк.6:21-29). Память его празднуется церковию семь раз в году: 23 сентяб., 12 окт., 7 янв., 24 февр., 25 мая, 24 июня, 29 авгус.; 5) Иоанн нарицаемый Марк, один из семидесяти апостолов, евангелист Марк (Деян. 12:12); 6) Иоанн Богослов, сын Заведея, «сын грома» (Мрк. 3:17), один из 12 апостолов, евангелист, писатель 4-го евангелия, трех соборных посланий и Апокалипсиса (Откровения) (Мф.4:21), ученик Иисуса Христа, особенно возлюбленный Им (Ин. 13:23, 25. 19:26); 7) Иоанн Златоуст, сын трибуна Секунда и Анфисы, родился в Антиохии в 347 г., матерью воспитан в благочестии, философию слушал у Андрагафия, красноречие - у Ливания, христ. Науки – у Диодора тарсийскаго и Флавиана антиохийскаго, с 370 г. чтец, с 386 г. пресвитер Антиохии, с 397 г. архиепископ цареградский. По наветам врагов, особенно царицы Евдоксии, Евптропия, Феофила александрийскаго и Севериана гевальскаго осужденный в 403 г. на соборе Дуба в Халкидоне, Иоанн был сослан в Пренету, но через 2 месяца возвращен; за новыя обличения сослан в Кукузе в Армении; отсюда переведен в Питиунт, на южном берегу Чернаго моря, но на дороге, в Комане понтийской, скончался 14 сент. 407 г. Св. Иоанн объяснил все свящ. Писание, в проповедях представил образцы духовнаго красноречия, и изобразил нравы тогдашняго христ. Общества, в пастырской деятельности явил себя просветителем заблудших, ревнителем церк. Благочиния, защитником гонимых, вдов, сирот, обличителем пороков, в жизни был строгим подвижником монашества. Из сочинений его важнейшия: литургия- сокращение литургии Василия Великаго, беседы на священ. Писание, беседы о священстве, беседы к антиохийскому народу по случаю низвержения царских статуй. Мощи его в 438 г., перенесены из Коман в Царьград. Кончина его воспоминается 14 сентября, а перенесение мощей 13 ноября: 8) Иоанн Лествичник, подвижник и игумен синайский +563. Память его марта 30; написал «Лествицу» из 30 ступеней, образ нравственнаго преуспеяния; 9) Иоанн Дамаскин, сын министра при Дамаском калифе Абдалмелехе, учился у пленнаго калабрийца Козьмы, сам был министром калифа Иезида; защищал почитание икон; потом подвизался в лавре св. Саввы +778г. Память его дек.4. Свои таланты и знание Иоанн посвятил в пользу церкви: пересмотрел церк. Устав. Св. Саввы, написал диалектику – выбор из Аристотеля, Порфирия и др., составил «Точное изложение веры» род догматич. Богословия, в посланиях обличал магометан, иудеев и еретиков, расположил церк. Песни по 8-ми гласам и сам составил вел.множество церк. песнопений, особенно праздничных канонов.
Іѡа́нна
= Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, уверовавшая во Спасителя и следовавшая за ним, одна из жен мироносиц (Лк. 8:3; 24:10).
І҆ѡа́съ
= сын Иоахаза, 13-й царь израильский, современник Иоаса и Амасии иудейских; об его 16-летнем царствовании см. 4Цар. 13. При нем пророчествовал вероятно Иона, а в Иудее Амос и Иоиль.
І҆ѡаѳа́мъ
= сын Озии, 11-й царь иудейский; царствовал 16 лет (+742), при нем пророчествовали Исаия, Иона, Михей и Осия (4Цар. 15:32-33. 2Пар. 27:1).
Іѡахі́нъ
- (Иер. 52:31) = другая форма имени Иехонии (ср. Иер. 22:28; 24:1; 37:1), царя иудейского. Переселение этого царя в Вавилон совершилось за 11 лет до разрушения Иерусалима (ср. 4 Цар. 24:15, 18): следовательно, тридцать седьмое лето переселения Иоахина есть 26-й год по разрушении Иерусалима. Этот год называется летом царства Евиль-Меродаха, сына и преемника Навуходоносора, и милость, оказанная им Иехонии, была оказана, вероятно, именно по случаю вступления его на престол. Вознесе главу Иоахина – вывел его из того унизительного положения, в каком он находился в темнице («из храма», точнее – из дома = ἐξ οἰκίας, в нем же стрежашеся), улучшил его учать, поставив его «выше царей, иже съ нимъ», т. е. предоставив ему прво в торжественных случаях занимать первое место между такими же, как и он, и также, вероятно, освобожденными тогда из заключения, царями (подр. в Толк. на кн. прор. Иер. проф. И. Якимова, стр. 712).
І҆́ѡвъ
- (евр. угнетенный)= Иов, ветхозаветный праведник. Он жил до времен Моисея, в земле Уц, в сев. Аравии. Он известен своей твердостью в вере в Бога при тяжких испытаниях. Книга Библии, содержащая рассказ о этих испытаниях и беседе Иова с Богом, состоит из 42 глав.
І҆ѡ́иль
(евр. Иегова есть Бог или: клятва Божия) = 1) старший сын пророка Самуила и отец певца Емана (1Цар. 8:2,5); 2) второй из малых пророков. Об обстоятельствах его жизни почти ничего неизвестно. Ему принадлежит книга, состоящая из 3 глав.
І҆ѡ́на
- (евр. Ionas, голубь) = 1) пятый из малых пророков. О дальнейшей судьбе его и о его кончине, кроме описаннаго в его книге, ничего неизвестно. Жил он при Иеровоаме II, царе израильском (;Цар 14:25. Мф. 12:39. Лк. 11:29-30); 2) отец апостола Петра (Мф. 16:17. Ин. 1:42).
І҆ѡнаѳа́нъ
- (евр. дар Божий) = 1) старший сын царя Саула и близкий друг Давида (1Цар. 13:2,3); 2) сын священника Маттафии, родоначальника Маккавеев (1Мак. 2:5).
І҆оппі́ѧ
= один из древнейших городов Азии, на сев.-зап. Берегу Средиземного моря между Кесарией и Газой. Еще в царствование Соломона Иоппия была иерусалимской гаванью. Здесь ап. Петр воскресил Тавифу и имел видение о церкви из язычников (Нав. 19:46. Ин. 1:3. Деян. 10::9-20, 11).
І҆ѡра́мъ
(евр. Бог высок) = 1) второй сын Ахаава, царь израильский, брат и преемник Охозии (4Цар. 8 и след.); 2) сын Иомафата, царь иудейский, женившийся на Гофолии, дочери Ахаава, и впавший под ея влиянием в идолопоклонство (3Цар, 22:50. 4Цар. 1:17. 8:16-24. 1Пар. 3:11. 2Пар. 21:1. 20).
І҆орда́нъ
= единственная большая, всегда текущая река Палестины. Иордан протекает по средине Палестины, с севера к югу, разделяя ее на две части. Он сбегает с южного склона Ливана и с южной подошвы Ермона двумя истоками: Баниас и Хасбани. Оба истока, соединяясь, составляют малый Иордан, который течет в озеро Мером. Отсюда поток идет медленным и мутным, но скоро становится прозрачным, и, чрез 15 верст, впадает в озеро Геннисаретское. Чрез южную оконечность озера он устремляется в долину Иорданскую. Самая южная часть течения проходит уже пустынную равнину, на западе которой находится Иерихон. Пройдя около 100 верст от Геннисаретсаго озера, Иордан впадает Мертвое море и в нем теряется. В свящ. истории эта река известна по нескольким событиям. Воды ея чудесно разделилсь, чтобы дать проход евреям (Иис. 3:14) и дал.); то же самое случилось, когда пророки Илия и Елисей прошли чрез нее (4Цар. 2:8-14); на берегах Иордана проповедывал Иоанн Креститель и в водах Иорданских крестился Иисус Христос (Мф.3:13-17).
Іордань, Ердань
= помост на реке для водоосвящений.
І҆ѡсафа́тъ
- (евр. Господь есть Судия) = сын Асы, благочесивый царь иудейский. Его царствование было счастливо и замечательно победами (3Цар. 15:24. 4Цар. 3:8-20. 2Пар. 17:5-9. 20:6-27). Долина Иосафата (Иоиль 3:2-12), узкая долина к северу и югу между Иерусалимом и Елеонской горой; через нее протекает поток Кедрон. Там, вероятно, был погребен царь Иосафат. Упоминаемый у Иоиля суд над народами в долине Иосафатовой есть, вероятно, указание на победу Иосафата в этой долине над моавитянами и их союзниками, испытавшими здесь суд Божий за свое нечестие (2Пар. 20:25)
І҆ѡседе́къ
- (евр. праведен Бог) = сын Сераия, последняго первосвященника храма Соломонова, отведенный в плен в Вавилон (1Пар. 6:14-15) и там скончавшийся. В книге пр. Аггея он упоминается, как отец первосв. Иисуса.
І҆ѡ́сифъ
- (евр. прибавление) = старший из двух сыновей патриарха Иакова, от его любимой жены Рахили; проданный в Египет, он стал правителем Египта. Кости его были перенесены Моисеем в Палестину. Потомство двух сыновей его – Ефрема и Манассии – составило два колена еврейскаго народа (Быт. 30:23. 41:42-43. 50:22-25); 2) обручник Пресв. Девы Марии, сын Иакова, из рода Давидова (Мф. 1:16-20. Лк. 1:27); 3)Иосиф, нарицаемый Варсава, а также Иуст (= праведный), один из 70 апостолов (Деян. 1:23). Память его 4 января; 4) Иосиф иже от Аримафея –член синедриона, тайный ученик Христа, снявший вместе с Никодимом с креста тело Спасителя, которое затем было погребено в его саду (Мф. 27:57. Мрк. 15:43. Лк 23:50-53. Ин. 19:38-42). Память его празднуется церковию 31 июля и в недел. Св. жен Мироносиц. Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго… (стих. гл.5, в вел. Суб. Вечера). Егда от древа тя мертва Аримафей снят всех живота (Стих. на стиховне, гл. 2, в вел. пят. вечера) – по снятии с древа Тебя мертваго, жизни всех, Аримафейский Иосиф и проч.
І҆ѡсі́ѧ
= сын Амона, 16 царь иудейский, благочестиво царствовавший 31 год. Принем в храме Иерусалим.найден был список закона Моисеева; он разрушил Вефильский жертвенник Иеровоама; убитый в сражении с фараоном Нехао на поле Магеддон (611 г. до Р. Хр.) он горячо оплакан был народом; пр. Иеремия, призванный в 13-й г. его царствования в прор. Служени., написал не дошедшую до нас плачевную песнь по поводу его кончины. Сведения о нем в 4Цар. 22 и 23 гл. и 2Пар. 34 и 35. Кроме Иеремии при нем пророчествовали Софония (1:1-18) и Авдий.
І҆ѡ́та
- (греч. ἰῶτα) = 1) наименование девятой буквы греческаго алфавита; 2) черта (Мф.5:18), потому что эта буква изображается в виде черты (I)
І҆оѳѡ́ръ
-евр. превосходство = священник Мадиамский, отец Сепфоры, тесть Моисея (Исх.2:16;3:1).
І҆рмоло́гъ
- греч. εiρμολόγιον = книга, в которой собраны все ирмосы по порядку восьми гласов. См.Ирмологїй
І҆рмо́съ
-(греч. εiρμὸς, связь). См. Ирмоcъ.
І҆ꙋ́да
- евр. хвала Иеговы = 1) четвертый сын Иакова от Лии, получивший от Иакова благословение, в котором содержится указание на воинственный дух его потомков и на продолжительность могущества и власти их (Быт. 35:23. 49:8-12); отсюда имя колена Иудина;имя царства Иудейского, как составившагося из 2-хъ колен: вениаминова и иудина; имя народа иудейского; 2) Иуда Маккавей, третий сын священника Маттафии, восставшаго на защиту веры и отечества, во время гонения Антиоха Епифана (1Мак. 2:4 и др.); 3) сын Симона и брат Иоанна Гиркана, умерщвленный Птоломеем вместе со своим отцом (1Мак. 16:2); 4) Иуда Искариотский, бывший одним из 12 апостолов, предатель Господа (Мф. 10:4. Деян. 1:16); 5) Иуда Варсава, один из начальствующих братий церкви Иерусалимской (Деян. 15:22); 6) еврей в Дамаске, в доме которого ап. Павел жил после своего чудесного обращения (Деян. 9:11-18); 7) Иуда Гаваонитянин, или Галилеянин, предводитель иудейских мятежников во время народной переписи, при прокураторе Сульпиции Квирине в 6 г. По Р.Х.; упоминается Гамалиилом в речи перед синедрионом во время суда над апостолами (Деян. 5:37); 8) Иуда Иаковль, один из 12 апостолов, двоюродный брат Господа, писатель соборного послания (Мрк. 6:3. Лк. 6:16)
І҆ꙋде́а
= область, занимающая южную часть Палестины; в ней жили потомки двух колен еврейского народа: иудина и вениаминова.
І҆ꙋде́йски
- (iουδαιχῶς) = подобно иудеям (в пят. 2 и чет. на стих. ст.).
І҆ꙋде́йскїй
= принадлежащий или свойственный иудеям. Страха ради иудейска (Ин. 20:19) – из опасения иудеев. Церквам иудейским (Гал. 1:22) –церквам Христовым в Иудее.
І҆ꙋде́йствовати
-(греч. iουδαιζειv)= жить по-иудейски.
І҆ꙋдиѳь
= четырнадцатая книга в ветхом завете, которая содержит осторию о Иудифи, мужественной жене, спасшей при помощи Божией, людей израилевых от осаждения, и умертвившей Олоферна, военачальника неприятельского.
І҆ꙋ́довъ гра́дъ
(Лк. 1:39)= город Иутта или Ютта, назначенный для пребывания священных лиц (Нав. 15:55. 21:16). Здесь жили Захария и Елисавета, и провел юность свою св. Иоанн Креститель.
Іꙋ́лїй
= июль, седьмой месяц в году по гражданскому счислению и одиннадцатый – по церковному (см. Словарь, стр. 237); древ. рус. червень (болг. чьрвьн, чешс. и словац. cerwenec), пол. lipiec (малор. липец, литов. liepas – тепло, летт. leepu mehness от leepa – липа), болг. срьпан (иллир. szerpen, szarpan, карн. serpan male). Червен – от слова червь, что подтверждается и датскими названиями этого месяца: ormemaaned, madkemaaned, т. е. время собирания насекомых, известных под именем червца и употребляемых на окраску; червленый – темно-красный, багряный. Чехи называют июль – «secen, w nemz se seno sece» (сено косят): название, соответствующее рус. сенозо(а)рник, сеностав (время гребли и складывания сена в стога), литов. sienpiu, летт. seenu mehness, немец. heumonath (сенокосный). Другие названия, даваемые русскими поселянами июлю: страдник (от страда – пора жатвы и сенокоса) и грозник (Сахар., II, 43; Обл. сл., 224).
Іꙋ́нїй
= июнь, шестой месяц в году по гражданскому счислению и десятый – по церковному (см. Словарь, стран. 237); древ. рус. изок, пол. czerwiec (малор. червец, чешс. и словац. cerwen), карн. и венд. rozencvet (сораб. rozowe mêszacztwo), кроат. klaszen (время, когда хлеб начинает колоситься) и mlecen (молочный). Слово изок означает кузнечика (Г. Микуцкий) (Зап. Р. Г. О. по отд. этногр., I, 598) сравнивает слав. изок с лит. жогас – кузнечик, считая гласную и благозвучною приставкою); в одной рукописи XVII века, при исчислении старинных названий месяцев, июнь назван «паутной, сирѣчь комарной» (Вологод. Г. В., 1855, 50); в Областном словаре (Обл. сл., 153) паут – слепень, овод. Следовательно, июнь обозначался, как время стрекотания кузнечиков, появления комаров, слепней и оводов. Соответственно декабрю = коложегу (зимнему повороту солнца), июнь назывался кресник от кресс – огонь, летний солоноворот = праздник Купалы, когда солнечное колесо, достигнув высшей точки на небе, начинает спускаться вниз (См. подр. в кн. Поэтич. воззр. славян на природу, А. Афанасьева, том III, стран. 665-666).
Іꙋ́та
= один из южных нагорных городов колена Иудина, отданный левитам. Относительно этого города некоторые думают, что это был тот самый город, который в евангелии называется «градом Иудовым» (Лк. 1:39), т. е., который служил местом свидания Божией Матери с Своею родственницею – Елизаветой. Около времен Евсевия и Иеронима Иута был большим поселением, в 16 римских милях к юго-востоку от Елевтерополя; существует и доселе под своим древним названием, составляя большое магометанское селение, окруженное деревьями и старинными стенами; отстоит на два часа пути к югу от Хеврона (Арх. Мих. Толк. ев. от Луки, 1871 г., стр. 238-240. Winer, 1 p. Riehm, p. 799-800; сн. «Опыт Библейского словаря собств. имен» прот. Солярского, том V, Спб., издан. 1884 года, стр. 538).
ІѦтьникъ
= пленник, арестант. Прол. дек. 16.
ІѦчити
= стонать. «Точью слышахомъ нѣкого ячаща». Прол. XV в. окт. 30 (Восток.).
ІѦчьмы
- (древ. слав.) = ячмень, собств. яство. От санскр. aç – есть.
ІѦчьнъ, ѩчьнѣнъ
= ячменный, ячный (κρίϑινος) (Мариинск. (глаголич.) четвероеванг. XI в. Ягича, стр. 336).
ІѦчьнѣнъ
- см. ІѦчьнъ(глаголич.) четвероеванг. XI в. Ягича, стр. 336).
Предисл. | А | Б | В | Г | Д | Є | Ж | З | И | I | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Ѣ | Ю | Я | Ѥ | Ѫ | Ѩ | Ѭ | Ѯ | Ѱ | Ѳ | Ѵ | Прибавл. | Подробнее ▼
- +

Полный церковнославянский словарь

(с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений),

со­дер­жа­щий в се­бе объяс­не­ния ма­ло­по­нят­ных слов и обо­ро­тов, встречающих­ся в цер­ков­носла­вян­ских и древ­не­рус­ских ру­ко­пи­сях и кни­гах, а имен­но: 1) свя­щен­но-биб­лей­ских кни­гах Вет­хого и Но­во­го Завета; 2) цер­ков­но-бо­го­слу­жеб­ных, напр. в ок­то­ихе, трио­дяхе, ми­не­ях, ча­со­слове, псал­тире, мо­лит­во­слове, треб­нике, ир­мо­ло­гии, ти­пи­коне и проч.; 3) ду­хов­но-по­учи­тель­ных, напр. в про­логе, па­те­рике, ч.-ми­не­ях, тво­ре­ниях св. отец, сло­вах, беседах, поу­че­ниях, пос­ла­ниях и проч.; 4) цер­ков­но-ка­но­ни­че­с­кихъ и т.п. кни­гах древ­ней ду­хов­ной как пе­ре­вод­ной, так и са­мо­быт­ной пись­мен­но­сти, а так­же 5) в па­мят­ни­ках светской древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти, как то: лето­пи­сях, из­бор­ни­ках, суд­ных гра­мо­тах, уло­же­ниях, до­го­во­рах, бы­ли­нах, пес­нях, по­сло­ви­цах и др. по­э­ти­че­с­ких и про­за­и­че­с­ких про­из­ве­де­ниях древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти, на­чи­ная с X до XVIII вв. вклю­чи­тель­но.

"По истине я думаю, что языки -  лучшее зеркало человеческого духа и что внимательный анализ слов лучше вского другого средства мог бы ознакомить нас с действиями ума". (Лейбниц).

"Для избежания ошибок всего вернее как можно глубже докапываться до корня слов. Я не знаю для себя лучшего приема мышления и полагаю, что начала всему можно искать в грамматике". (Якоби).

Пособие


1) для пре­по­да­ва­те­лей русск. и ц.-слав. язы­ка; 2) для за­ни­ма­ю­щих­ся изу­че­нием рус­ских древ­но­стей, фи­ло­ло­ги­че­с­ки­ми ра­зыс­ка­ниями в об­ла­с­ти истории и эти­мо­ло­гии род­но­го язы­ка и т. п. ра­бо­та­ми; 3) для па­с­ты­рей цер­к­ви, как со­вер­ши­те­лей бого­слу­же­ния, за­ко­но­у­чи­те­лей, про­по­вед­ни­ков и мис­сио­не­ров и 4) для всех, же­ла­ю­щих стать в со­з­на­тельно-ра­зум­ные от­но­ше­ния как к язы­ку ма­те­ри-цер­к­ви, так и к род­но­му сло­ву в его со­в­ре­мен­ном сос­то­янии и ис­то­ри­че­с­ких судь­бах.


Составил священник магистр Григорий Дьяченко

(бывший преподаватель русского языка и словесности)

Всех слов объяснено около 30,000